- Блог
- Советы садоводам
- Японский сад на...
Японский сад на своем участке: 6 идей, чтобы сложился единый экстерьер
У японцев совершенно особое, очень трепетное, поэтическое, философское восприятие природы. В Японии любование красотой окружающего мира – неотъемлемая часть жизни и настоящий культ. Ни в одной стране не происходит такого массового помешательства весной, когда даже деловые встречи могут проходить под цветущими сливами и вишнями. У этого явления, как и у всего в стране восходящего солнца, есть свое название – ханами, буквально «любование цветами». Пять сантиметров в секунду… Кому еще придет в голову измерять скорость падения лепестка сакуры?
Давние традиции любования природными явлениями есть для каждого сезона. Сезон дождей знаменуется цветением гортензий и охотой на светлячков — хотаругари.
Зимой приходит время наслаждаться красотой выпавшего снега, потягивая сакэ и размышляя о жизни. Этот «ритуал» зовется юкими.
Осень – самое время для любования луной и осенними листьями. Цукими, праздник созерцания луны, приходится на середину сентября. Получать удовольствие от яркого многоцветия деревьев можно, пока не осыплется последний лист.
Момидзигари – любование сменой окраски листьев – относится прежде всего к красным кленам. В отличие от «момидзи», пишущееся теми же иероглифами слово «коё» означает любую «цветную» листву до начала листопада.
Мы так подробно останавливаемся на этом, чтобы и вы немного прониклись поэзией отношения к природе, характерной для японской ментальности. И, может быть, чуть-чуть почувствовали себя японцами.
С чего начинается японский сад?
Японский сад начинается с идеи. Это больше, чем простой набор правил, которым достаточно следовать, чтобы сложился стилистически единый экстерьер. Японский сад – это высказывание. На самом деле создание японского сада – задача, которая не под силу многим профессиональным дизайнерам, а японцы годами учатся на мастера. Поэтому с самого начала лучше понимать, что на выходе мы скорее всего получим стилизацию под японский сад.
Планируя на своем участке японский сад, нужно начать с ответа на простой вопрос: «Зачем?» Что мы хотим получить в итоге? Будет ли это уединенный уголок, место для прогулок, сад с чайным домиком или малоуходный сэкитэй? Конечно, отвечая на этот вопрос, нужно не забывать о реальности: все-таки выбор обуславливается не только нашими желаниями, но и возможностями (архитектурой основного дома и других построек, доступной площадью и бюджетом).
Идеальный вариант для полноценного японского сада – участок с нуля или закрытый внутренний двор. Дом может быть вполне современным, но выполненным из природных материалов и окрашенным в приглушенные оттенки.
Самостоятельно проектировать большой сад не стоит, лучше обратиться к профессионалу и донести до него задачу. А вот попробовать силы в малом можно. Например, оформить в японском стиле небольшой пруд или придумать композицию из хвойных и камня. Почувствовать дух Японии, можно даже в обычной квартире, поставив возле окна бонсай или миниатюрный садик на подносе. Кстати, такой садик может послужить своеобразным макетом для последующего воплощения в натуральную величину.
6 идей, на которых строится японский сад
Природа в миниатюре
Фраза «Совершенство естественности, достигнутое благодаря совершенству искусственности» как нельзя лучше характеризует садово-паркое искусство Японии. В его основе – бесконечная любовь к природе, поэтом сад всегда пейзажный. Здесь не встречаются искусственные материалы, прямые дорожки и углы, водоемы правильных геометрических форм и симметрия. Рельеф имитирует природные склоны, растения высаживают и компонуют так, как они могли бы расти в естественных условиях. Мшистые валуны или стволы, поросшие лишайником, — не небрежность, указывающая на нерадивого хозяина, а необходимый элемент, дарящий дух старины и завершающий картину природности и естественности.
Ничего случайного
Древняя религия Японии – синтоизм. Синтоисты верят, что абсолютно у всего в нашем мире есть свой дух или божество, ками. Причем это касается не только существ одушевленных, но и растений, камней, источников, явлений природы и даже обычных вещей. У всего есть свое значение и место, всему нужно уделить должное внимание и ко всему относиться бережно. Поэтому в японских садах нет ничего случайного: каждое растение и каждый камень, их расположение и сочетание – символ и неотъемлемая часть замысла. При этом обязательно продумываются видовые точки, с которых предполагается любоваться садом и его отдельными составляющими.
Простота и лаконичность
На облик японского сада и его смысловое наполнение огромное влияние оказала философия буддизма. В буддийском понимании способ познания – озарение, достигаемое путем созерцания и медитаций. И сад – идеальное место для подобных практик. Неспешно прогуливаясь по большому саду, любуясь цветочной композицией во дворе дома, созерцая даже одиночный бонсай, человек приближается к совершенству.
Японский сад – это гармония в простоте. Композиция может быть как простой и миниатюрной, так «сложносочиненной», но никогда не бывает загроможденной, и подчинена принципу гармонии и лаконичности.
Уединенность
В японском саду не собираются большие компании, не закатывают вечеринки и не играют в активные игры. Это место, где человек может побыть наедине с собой и природой, насладиться окружающей красотой, запахами и звуками, подумать о вечном и обрести гармонию. Здесь нет заборов в привычном понимании, а чувство уединения достигается за счет планировки, когда за каждым поворотом дорожки ждет новый пейзаж и этот же поворот скрывает нас от посторонних глаз.
Монохромность и многообразие форм
Японский сад преимущественно монохромен: основной цвет – зеленый. Всполохи других цветов происходят точечно в разных уголках сада, а не на всей площади. Например, во время цветения или осенью, когда меняется окраска листвы. В архитектуре и малых архитектурных формах преобладают естественные приглушенные оттенки: цвета натурального камня, дерева и бамбука.
На общем зеленом фоне наблюдается чрезвычайное разнообразие форм. Это касается как растений и камней, так и искусственных конструкций. Деревьям и кустарникам могут позволить расти естественно или придать стрижкой нужную форму, все камни различаются цветом, формой и фактурой, в саду нет повторяющихся элементов, начиная от традиционных фонарей и заканчивая мостиками.
Соподчиненность
В японском саду всегда присутствует некая доминанта и второстепенные элементы. В рамках целого сада это может быть павильон или пагода, размещенная на самом высоком месте. Если речь идет о небольшой композиции, то в качестве точки притяжения выступает вертикальный камень, дерево или МАФ, например, каменный фонарь. Второстепенные элементы располагаются относительно главного по принципу каскада от большего к меньшему либо рассредоточиваются по площади малыми самодостаточными группами.
Из каких элементов состоит японский сад
Камень
Основа японского сада – камень во всех его воплощениях. Природный камень символизирует энергию ян, стойкость и мужество.
Из камня выполняют:
- традиционные японские фонари
- скульптуры божеств,
- мощение,
- мостики,
- скамьи
- низкие изгороди.
Необработанным крупным камнем выкладываются берега декоративных прудов, русла ручьев и каскадов. С помощью мелкой фракции, прежде всего гальки, делают отсыпки и имитируют поверхность воды. Большие валуны часто становятся центром растительной композиции, а в традиционном сэкитэй (сад камней) камень и вовсе заменяет все природные элементы.
Камень задает структуру сада. За подбор и расстановку камней отвечает особое искусство — сутэ-иси. Камни тщательно отбираются по форме и цвету (формы не должны повторяться, а сочетание цветов должно быть гармоничным) и располагают в соответствии с принципами символизма, аскетизма и асимметрии. Учитывается и психология восприятия: камни с шероховатой поверхностью притягивают взгляд, с гладкой – успокаивают. Чаще всего камни размещают группами по 3-5 шт.
К одиночным большим камням через сад может даже вести своя дорожка. Вертикально стоящие камни символизируют ян, горизонтальные – инь. В саду камней вертикальные камни означают горы, отдельные – острова, булыжники – склоны, а галька и песок – воду. При этом для имитации озерной/речной поверхности используют речную гальку, а для моря – морскую. На поверхности гальки/песка граблями рисует рельефные полосы, показывающие волны, а вокруг «островов» — концентрические круги.
Вода
Еще один важнейший элемент – вода. Если китайский сад невозможен без водоема в принципе, то в Японии это вполне может быть сухой ручей или галька, но чаще всего вода здесь присутствует в своем натуральном виде. Вода символизирует энергию инь, изменчивость и текучесть, тем самым создавая контраст надежности камня.
Принцип контраста вообще характерен для ландшафтного искусства Востока. Это контраст открытого (лужайки, водная гладь) и закрытого пространства, постоянного (камень) и изменчивого (вода, падающая листва, лепестки), старого и нового.
Вода обычно представлена прудом, ручьем или водопадом. Берега и русло выкладываются природным камнем. В закрытом водоеме часто селят японских карпов – кои (этот вариант подходит только районов с теплыми зимами). Если пруд имеет значительные размеры, на воде можно расположить павильон и перекинуть к нему легкий мостик. Над поверхностью воды или травы часто прокладывают традиционную деревянную «дорожку» яцухаси («восемь проблем»). Пересечь водную гладь можно и по тропе из отдельно стоящих камней. Вода присутствует в традиционных МАФах: цукубай и сикаодоси (подробнее о них ниже).
Растения
Растения как элемент сада означают развитие, благополучие и процветание.
Главенствующее место в японском саду традиционно отдается хвойным и вечнозеленым. Это ели, пихты, можжевельники, кипарисы (в условиях средней полосы их можно заменить вертикальными сортами можжевельника и туи западной), самшит (можно заменить кизильником блестящим или округлыми низкорослыми формами туи западной) и, конечно, всевозможные сосны (обыкновенная, веймутова, горная, кедровые и т.д.). Сосна символизирует стойкость и долголетие. Сосны часто используются для создания ниваки.
Ниваки – это особая техника формирования и обрезки кроны, в результате которой исходное растение получает привлекательный внешний вид, напоминающий бонсай. Самая близкая к бонсаю форма – облачное дерево, отличающаяся от последнего только естественными размерами. Впрочем, для создания ниваки японцы используют не только хвойные, но и клены, камелии, азалии и др.
Помимо хвойных в саду высаживают декоративные, цветущие и плодоносящие деревья и кустарники:
- азалии,
- рододендроны,
- гортензии,
- персики,
- абрикосы,
- мандарины,
- хурму,
- вишни,
- сливы,
- ивы,
- спиреи,
- дубы,
- клены.
Теплолюбивые клены веерный и японский в наших условиях можно заменить на клен ложнозибольдов, абрикосы и персики – яблонями, грушами, вишнями и сливами. Японский сад выполняет прежде всего эстетическую функцию, поэтому плодовые деревья тоже выращивают скорее для красоты, а плоды – просто приятный бонус.
О сакуре
Отдельно стоит сказать о пресловутой сакуре, без которой представить себе весну в Японии совершенно невозможно. Сакура не отдельный вид, а собирательное название для группы растений семейства Сливовые. Кстати, сезон цветения начинается в марте с распускания дикой сливы. Именно ее причудливо искривленные ветви изображены на традиционных японских росписях. Те же деревья, которые мы зовем сакурой, расцветают в апреле.
Белая сакура символизирует духовную красоту, розовая – чувственность. Часто под сакурой имеют в виду вишню мелкопильчатую. Она вполне устойчива в условиях средней полосы. Но больше всего на сакуру в цветении похожа луизеания трехлопастная: ее махровые цветки различных оттенков розового — одно из самых прекрасных природных явлений.
Традиционные японские растения
Два традиционных растения для японского сада – бамбук и лотос. Бамбук символизирует благородного человека, счастье и чистоту. Лотос имеет традиционное для буддистов значение. Это цветок духовного самосовершенствования, стремления к свету, чистоты и непорочности. На большей части нашей страны они не зимуют, но замену найти можно. С лотосом все просто: в качестве замены подойдут нимфеи. Если очень хочется видеть на участке бамбук, можно попробовать фаргезию блестящую или Мюриэли.
Какие растения несвойственны японскому саду
Для японских садов нехарактерно наличие газона. Вместо этого открытые площадки засаживают почвопокровными многолетниками. Под пологом деревьев гармонично смотрятся папоротники, хосты и др. теневыносливые растения.
Цветы тоже гости редкие. Это не значит, что японцы не любят цветы. Напротив, пионы, особенно древовидные, хризантемы, ирисы почитаемы и, как и все у японцев, имеют особую символику. Просто в Японии не принято сажать цветы клумбами или в миксбордерах. Цветы могут повстречаться в большом саду, к примеру, возле чайного домика или в оформлении водоема.
Дорожки и мощение
Два основных принципа построения дорожек – пейзажность и натуральные материалы: все тропинки имеют извилистые очертания и почти всегда выполнены из камня. Они несут эстетическую функцию и призваны заставить задуматься и оглянуться вокруг. Самый частый вариант – дорожка из отдельных плит или камней. Разновидностью такого мощения является тобииси (взлетающие камни).
Для тобииси используются камни неровных очертаний обычно размером 40-60 см. Они укладываются на расстоянии 10-15 см, возвышаясь над поверхностью до 8 см. Обзорные камни, дойдя до которых, человек останавливается и наслаждается пейзажем, крупнее. Часто такие дорожки имеют только декоративную функцию или используются садовником для ухода за растениями. В том случае, когда тобииси все-таки предназначены для ходьбы, поверхность камней может быть выровнена для удобства. Также используют искусственные камни, обработанные под старину.
Способов расположения камней существует четыре:
- клин,
- четыре с тремя,
- три через два,
- зигзаг.
Другой вариант каменного мощения – нобэдан. В этом случае берут камни различной формы и подгоняют друг к другу, складывая определенный узор. Между камнями оставляют небольшое расстояние. Считается недопустимым складывать четырехугольник.
Сплошное мощение в японских садах тоже присутствует и применяется для прогулочных дорожек, по которым удобно обойти сад целиком. В этом случае используют рваный плитняк или мелкий гравий. Считается, что шорох гравия под ногами успокаивает.
Традиционные малые архитектурные формы
Каменные фонари
Традиционные японские фонари предназначены не столько для освещения, сколько для выполнения эстетической и энергетической функции.
Каждый имеет свое значение и ставится в определенном месте:
- юкими-торо – фонарь с широкой плоской крышей для любования снегом, устанавливается возле воды;
- орибе-торо – фонарь на ножке, располагаемый возле цукубая, основание должно быть прикрыто зеленью;
- касуга-торо – имеет круглую опору и шестигранную крышу с изогнутыми гранями, размещается на самом видном месте у входа в дом/беседку или в центре композиции;
- ямадоро-торо – четырехгранная асимметричная камера со сквозным круглым оконцем, устанавливаемая в самом глухом месте, часто прикапывается в землю и искусственно состаривается;
- оки-торо – самый миниатюрный фонарь без опоры или опорного камня, ставится на гальке у воды;
- тачи-гата – нарядный фонарь на подставке;
- икеками-гата – потайной фонарь.
Цукубай
Представляет собой чашу, как правило, выдолбленную из камня, со специальным бамбуковым черпаком для омовения. Такие чаши устанавливаются при входе в дом или домик для чайной церемонии. Часто украшаются иероглифами и религиозными символами.
Сикаодоси
Это устройство из двух бамбуковых трубочек: какэхи – трубочки-качалки с косым срезом, по которой течет вода, и вертикальной стойки. Звук текущей воды был призван отпугивать злых духов, а периодическое постукивание какэхи – диких животных.
Тории
Тории – священные ворота без створок в синтоистских святилищах, отмечающие начало священной земли. Со временем появились и на пороге буддийских святилищ и в дизайне при входе в сад или отдельную зону. Существует две разновидности: симмэй-тории (простые п-образные ворота с прямой поперечной балкой) и мёдзин-тории (столбы имеют каменное основание, верхняя балка – изогнутая двойная). Тории обычно выполнены из дерева, реже из камня. Иногда окрашиваются в красный цвет.
Пагода
Деревянная или каменная (кораи-то) пагода символизирует буддийский храм. Может иметь 3, 5, 8 или 13 уровней. Устанавливается в самой высокой точке сада. Может быть достаточно миниатюрной, но при этом должна быть больше самого высокого фонаря.
Тясицу
Чайный домик – обязательный элемент традиционного сада. Это закрытый павильон, в который не проникают прямые солнечные лучи. Вход делают низким, чтобы входящий преклонял голову. Это символизирует равенство всех перед чайной церемонией. Внутри домика только циновки, низкий стол для чаепития и ниша таканами с изречением или икебаной. Возле тясицу разбивается свой садик, как правило, миниатюрный и предназначенный только для любования.
Фигуры ками
Скульптуры синтоистских божеств выполняют из камня. Такие фигуры должны нести на себе отпечаток времени, например, моховую поросль. В синтоизме ками – предмет поклонения, в «светском» саду выполняют декоративную функцию.
Яцухо
Традиционные японские мостики означают переход из одного состояния в другое. Проход по мосту над текущей водой и сама вода – символ очищения. Текущая вода отгоняет злых духов и способствует процветанию. Такие мостики бывают прямыми и горбатыми, деревянными и каменными. Образ японского мостика, выкрашенного в красный цвет, — стандартная ассоциация с японским садом, но встречается крайнее редко. В самой Японии такой мост зовется китайским. Зато деревянные мостки яцухаси – частый элемент большого сада.
Бамбуковые плетенки
В маленьких частных садах для разграничения пространства, сокрытия не самых привлекательных элементов или просто в декоративных целях иногда используют бамбуковые изгороди. Они могут быть разной высоты и частоты плетения, но традиционно изготовляются без применения гвоздей. В качестве замены таким плетенкам можно использовать бамбуковые циновки и задекорировать ими обычный забор.
Освещение в японском саду
Как уже не раз подчеркивалось, японский сад – имитация природы, поэтому в нем не место вычурным фонарям, претендующим на звание отдельного МАФа. Так что фонари должны быть либо незаметными, либо не выбиваться из общей стилистики. Для функционального освещения основных объектов и маршрутов перемещения, можно использовать светильники, стилизованные под японские фонари, неброские фонари в стиле минимализм и лампы, монтируемые в поверхность дорожек и ступенек.
Декоративное освещение призвано подчеркнуть красоту пейзажа, конкретных растений, камней, МАФов и тоже должно быть максимально незаметным. Для подсветки водоемов можно использовать плавающие светильники.
Виды японских садов
Чтобы определиться с тем, что же организовать на своем участке, нужно знать, какими бывают японские сады.
Какая цель создания
По назначению сады подразделяются на храмовые, дворцовые, философские (самый яркий пример – сад камней), домашние (цубонива, бонсай и сад на подносе) и чайные. Мы смело можем взять на вооружение последние три.
Отдельно нужно сказать о саде цубонива. Такие сады появились во внутренних двориках частных домов по необходимости: земля в японских городах – настоящий дефицит, а иметь свой природный уголок хотелось многим. Традиционным цубонива любуются как картиной со стороны, например, с террасы дома. В садах современных японцев уже давно появились растения в каменных и керамических кашпо и даже цветы и съедобные травы. Формально это все еще цубонива, но такой сад потерял свой изначальный смысл.
Насколько сложна композиция японского сада
По сложности композиции японские сады могут быть полными (стиль син), полусокращенными (гё) и сокращенными (со).
Какой у сада рельеф
В зависимости от рельефа выделяют сады цукияма и хиранива.
Цукияма – пейзажный сад с холмами, дополненный прудом и водным потоком; организуется на большой площади и требует существенных затрат.
Хиранива – небольшой сад на плоскости; может быть как обычным садом с растениями, камнями, галькой, фонарями, источниками и резервуарами с водой, так и выполняться из песка/гравия и нескольких камней.
И наконец, по основному компоненту бывают сады камней, мхов, воды и др.
Немного истории о японских садах
Садово-парковое искусство Японии сформировалось на стыке китайской ландшафтной архитектуры, завезенной на острова в 6 веке, и синтоистской традиции окружать священные места галечными площадками. На протяжении веков японские сады претерпели существенную трансформацию.
С 6 по 8 век, японское СПИ находилось под сильным влиянием китайского с его глубоким символизмом и буддийской философией. В это время строились большие и пышные императорские и храмовые сады, парки для празднеств, где главным элементом служил большой водоем с выложенной камнем береговой линией, множеством извилистых дорожек и ручейков.
В эпоху Хэйан (9-12 вв.) своими садами обзавелись аристократы и интеллигенция. Сады служили местом для увеселений и занятия искусством. Все так же большое значение уделялось воде, над которой строились павильоны, соединенные с берегом изящными мостиками. К этому периоду относится написание «Сакутэки» — руководства по садовым ландшафтам – и появление первых садов для чайных церемоний (чанива).
Период с конца 12 по конец 16 века ознаменовался широким распространением дзен-буддизма, что полностью преобразило облик японского сада. Сады больше не использовались для развлечений и прогулок, а строились в основном вокруг храмов. От медитации и размышлений монахов не должно было ничего отвлекать, поэтому сады стали меньше и проще, при этом сохранив традиционные элементы: воду и камень. Именно при дзенских монастырях появляются первые сады камней – карэсансуй или сэкитэй.
Эпоха Эдо, 1603-1867 гг., снова открыла для японского правящего класса красоту больших садов. Именно в этот период создается множество садово-парковых пространств, предназначенных для времяпрепровождения. В качестве отдельных элементов в них входят чанива и сэкитэй. В то же время при частных домах организуют свои небольшие садики – цубонива. Как и сады камней, цубонива предназначались не для прогулок, а для созерцания, но скорее из-за маленькой площади.
В последовавшую за Эдо эпоху Мэйдзи Япония «открылась» остальному миру, а жизнь и искусство испытали сильнейшее влияние западной культуры. Сады впервые начинают адаптироваться к интерьерам, появляются плоские напольные вазы, а садах – клумбы и стриженные лужайки. Впрочем, дизайнеры стараются объединить нововведения с традициями, сохранив дух и облик традиционного сада, как, например, в садах при Художественном музее Адачи.